Черный вторник 51-го для США и Аллея МиГов

   
    12 апреля 1951 года в небе Кореи произошло событие, вошедшее в историю Америки как "Черный четверг". Меньше чем за 10 минут ВВС США потеряли 14 самолетов: 10 тяжелых бомбардировщиков и 4 истребителя, ещё 15 тяжелых бомбардировщиков было списано после возвращения на базу. Около 120 человек личного состава попали в плен. Атаковавшие их советские истребители вернулись на базу без потерь.

Предыстория

Северокорейские войска начали наступление против Южной Кореи 25 июня 1950 года. На тот момент в распоряжении КНДР были устаревшие поршневые самолёты советского производства времён Второй Мировой войны, которыми управляли неопытные корейские и китайские лётчики. Эти силы не могли противостоять американской авиации и вскоре были почти полностью уничтожены.
В течение нескольких месяцев превосходство в воздухе американской авиации было полным. Новые реактивные истребители F-80 «Shooting Star» и F-84 «Thunderjet» с прямым крылом, а также бомбардировщики B-29 «Superfortress» и палубная авиация ВМС США хозяйничали в небе Кореи, в то время как северокорейцы и их советские и китайские союзники согласовывали совместный курс противодействия коалиционным войскам. К октябрю 1950 года Советский Союз согласился отправить на фронт войны свои новейшие истребители МиГ-15, а также свой технический персонал и лётчиков. Наряду с этим было решено направить советских специалистов и инструкторов для обучения корейских и китайских пилотов.

МиГ-15 против F-86



Основной задачей МиГ-15 в начале войны стал перехват стратегических бомбардировщиков В-29. МиГ-15 предписывалось, используя преимущество в высотах полёта и скорости, действовать большим количеством пар истребителей, на большой скорости «прорезать» боевые порядки истребителей сопровождения F-80 и F-84 и атаковать непосредственно В-29. Применение такой тактики приносило успех. К концу ноября боевая эффективность бомбардировочной авиации снизилась. Перед командованием ВВС США на Дальнем Востоке встала проблема надёжной защиты бомбардировщиков В-29 и В-26 при ударах по стратегическим объектам в районе реки Ялуцзян.
В декабре 1950 года у «МиГов» появился противник равного класса: из США в Корею, через Японию, было переброшено 4-е крыло истребителей-перехватчиков, укомплектованное истребителями F-86А Сейбр. Первые воздушные схватки выявили уязвимые места в применении новых истребителей-перехватчиков. Например, F-86, вылетая с аэродромов Южной Кореи, должны были преодолеть значительное расстояние до прибытия в район вероятной встречи с «МиГами». Чтобы продлить время патрулирования в «Аллее МиГов», «Сейбры» вынуждены были действовать на наиболее экономичных скоростях. Это затрудняло своевременный набор высоты и скорости для атаки при появлении «МиГов», что ставило их в явно невыгодные условия.

МиГ-15 против B-29

30 октября 21 «Суперфортресс» в сопровождении почти 200 истребителей различных типов были атакованы сорока четырьмя МиГ-15 (по другим данным, последний налёт бомбардировщики B-29 совершили 28 октября 1951 года). В результате боя советские лётчики сбили двенадцать В-29 и 4 F-84. Кроме того, многие «Крепости» получили повреждения — практически каждый вернувшийся экипаж привёз убитых или раненых. Американцам удалось сбить всего один МиГ-15. В историю ВВС США этот день вошёл как «Чёрный вторник». После него трое суток ни один американский самолёт не появлялся в зоне действия МиГов (по другим данным, уже 1 ноября в зоне действия МиГов появилась группа из 14 F-84).
Лишь через месяц три В-29, прикрываемые Сейбрами, попытались вновь совершить налёт в дневное время на переправы через реку Ялуцзян. Однако МиГи сбили все три машины.

Итоги

В воздушных боях над «Аллеей МиГов» появилось множество советских и американских лётчиков-асов. Рекордсменом Корейской войны со стороны Советского Союза стал Николай Сутягин, лично сбивший 21 самолёт. На его счету 15 F-86 «Сейбр», 2 F-80 «Шутинг Стар», 2 F-84 «Тандерджет» и 2 реактивных «Глостер-Метеор». Также полковник Евгений Пепеляев победил в 20 воздушных боях. Американская сторона заявляла о том, что «Сейбрами» было сбито 792 МиГов и 108 других самолётов, при потере всего 78 F-86. Следует уточнить что официальная цифра потерь 78 основана на оценке количества потерянных непосредственно от огня истребителей, потери по израсходованию топлива или воздушного манёвра в воздушных боях она не учитывает, а также имелись «Сейбры» сбитые неизвестно чем и пропавшие без вести. Всего американцами была признана потеря в боевых вылетах в войне 250 «Сейбров». Потери в воздушных боях других американских самолётов неизвестны (например B-29 по всем причинам было потеряно около 90 штук). Советская же сторона заявляла о 1106 воздушных победах и 335 «МиГах» потерянных по всем причинам в боевых и небоевых вылетах.
В книге «Аллея МиГов», изданной в США в 1970 году, умалчивается, например, о подвигах Сутягина, а первым в истории реактивным асом называется капитан Джеймс Джабара, на счету которого 15 воздушных побед (впрочем, и в Советском Союзе подробности участия советской авиации в Корейской войне долгое время скрывались от широкой публики).

Похожие новости


Столкновения Цивилизаций - Конфликты будущего!

Столкновения Цивилизаций - Конфликты будущего!

22-окт-2019, 02:08

Центральной осью мировой политики в будущем станет конфликт между Западом и остальным миром, и

К 70-летию образования КНР : неофициальные тезисы.

К 70-летию образования КНР : неофициальные тезисы.

20-окт-2019, 00:27

К 70-летию образования КНР: неофициальные тезисы. Почему у них удалось, а у нас ...? 1.Национальная

Реальная война из-за футбола

Реальная война из-за футбола

20-окт-2019, 00:19

Футбольный матч между Гондурасом и Сальвадором 27 июня 1969 года закончился шестью тысячами убитых,

Что такое рабство в 21 веке?

Что такое рабство в 21 веке?

20-окт-2019, 00:14

Рабство — это система устройства общества, где человек (раб) является собственностью другого

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив